ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ (г. УСТЬ-КУТ) Согласовано: Педагогический совет колледжа Протокол №____ от «___»____ 20___г Утверждаю: Директор ЧУ ПО ИГТК (г. УСТЬ-КУТ) _____________ Н.П. Зубец Приказ №____ от «___» ____ 20____г ПОЛОЖЕНИЕ О СТУДЕНЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ Усть-Кут 2023 г Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение устанавливает единые требования к созданию и организации деятельности студенческого самоуправления в ЧУ ПО ИГТК (г. УСТЬ-КУТ); регламентирует деятельность студенческого самоуправления, определяет его основные цели, задачи, функции, структуру, устанавливает ответственность, порядок организации деятельности и взаимодействия с другими подразделениями колледжа. 1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с федеральными законами и нормативными документами: Конституция Российской Федерации; Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.), (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.); Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.12.2022г. №642-ФЗ); (с 28 февраля 2023 г. вступает в силу ред. ФЗ от 17.02.2023г. №26-ФЗ); Федеральный закон от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. ФЗ от 05 декабря 2022 г. №498-ФЗ); Федеральный закон от 28.05.1995г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в ред. ФЗ от 28 декабря 2022г. №569-ФЗ); Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29 декабря 2022г. №635-ФЗ); Устав ЧУ ПО ИГТК (г. УСТЬ-КУТ); Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»; Положение о программе наставничества (утверждённое приказом ЧУ ПО ИГТК (г. УСТЬКУТ) от «01» сентября 2020 г. № 71 «О наставничестве»). 1.3. Студенческое самоуправление - это общественное объединение студентов, которое является добровольным, соуправляемым, некоммерческим формированием, созданным по инициативе студентов на основе общности их интересов для реализации целей и задач, указанных в настоящем Положении. 1.4. Студенческое самоуправление обеспечивает реализацию прав студентов на участие в обсуждении и решении вопросов деятельности колледжа, оценку качества образовательного процесса. 1.5. Студенческое самоуправление колледжа строит свою работу на основе уважения человеческого достоинства и интересов личности, на основе гласности и публичной отчетности о результатах своей деятельности. 1.6. Студенческое самоуправление для достижения целей осуществляет любые виды деятельности, не противоречащие Уставу колледжа. 1.7. Участниками студенческого самоуправления являются студенты колледжа очной формы обучения, поддерживающие миссию, цели и задачи студенческого самоуправления и (или) добровольно участвующие в его мероприятиях без обязательного оформления условий своего участия. 2 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) 1.8. Участники студенческого самоуправления имеют равные права и обязанности и не могут быть дискриминированы по расовой, религиозной, социальной и иной принадлежности. 2. Цели и задачи студенческого самоуправления 2.1. Основной целью деятельности органов студенческого самоуправления колледжа является формирование активной гражданской и жизненной позиции обучающихся посредством вовлечения их в активную общественную деятельность органов студенческого самоуправления колледжа. 2.2. Основные задачи деятельности органов студенческого самоуправления: способствовать повышению общественной активности обучающихся и их участию во всех сферах жизнедеятельности колледжа; защищать и представлять права и интересы обучающихся колледжа; оказывать содействие обучающимся в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросах, затрагивающих их интересы; проводить работу, направленную на повышение сознательности обучающихся и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имущественному комплексу, патриотическое отношение к традициям колледжа; сохранять и развивать демократические традиции студенчества. 3. Структура и состав студенческого самоуправления 3.1. В структуру органов студенческого самоуправления входят: Общее собрание (конференция) обучающихся; Студенческий совет колледжа; Активы учебных групп; Наставничество в форме «студент-студент». 3.2. Общее собрание (Конференция) является высшим органом студенческого самоуправления. Проводится конференция по мере необходимости (но не реже одного раза в год). В период между конференциями студенческое самоуправление осуществляется через студенческий совет. 3.3. Совет избирается Конференцией обучающихся. 3.4. Делегаты на Конференцию выдвигаются на собраниях учебных групп (не менее 5 человек от группы). 3.5. Кандидатуры в члены Совета могут быть выдвинуты обучающимися группы или самовыдвижением. 3.6. Конференция избирает членов Совета открытым голосованием (не менее 9 человек). 3.7. Члены Совета считаются избранными, если за них проголосовало 2/3 делегатов от общего числа присутствующих на Конференции. 3.8. Председатель Совета, заместитель председателя и секретарь избираются на первом заседании большинством голосов членов Совета. 3.9. Актив учебной группы избирается (кроме старосты) на общем собрании группы большинством голосов. 3.10. В совет учебной группы входят: староста, заместитель старосты, ответственные за учебный сектор, спортивную работу, культурно-массовую работу, редколлегия. 3.11. Форма наставничества «студент-студент» предполагает взаимодействие обучающихся колледжа, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени 3 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказывать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации. Назначение наставников производится по предложению заместителя директора по воспитательной работе и приказу директора колледжа. Наставником может быть назначен студент старшего курса, активно участвующий в деятельности органов самоуправления образовательной организации, имеющий хорошую успеваемость (без академических задолженностей). Наставляемые - обучающиеся групп первого и второго курсов, нуждающиеся в индивидуальном сопровождении для адаптации к условиям обучения в группе, а также обучающиеся с низкими образовательными результатами. 4. Направления деятельности органов студенческого самоуправления 4.1. Общее собрание (конференция): принимает положение о студенческом совете колледжа, вносит в него изменения и дополнения; осуществляет выборы студенческого совета колледжа; заслушивает отчёты о деятельности студенческого совета колледжа; определяет приоритетные направления деятельности органов студенческого самоуправления. 4.2. Совет колледжа осуществляет свою деятельность по направлениям: учебное, культурномассовое, спортивно-оздоровительное, информационное, организационное, профилактика правонарушений. 4.3. Компетенции Совета колледжа предусматривают: участие в разработке, согласовании, совершенствовании локальных нормативных актов колледжа, затрагивающих интересы обучающихся; обеспечение информационной, профориентационной, правовой помощи обучающимся колледжа; создание условий для активизации инициативы каждого обучающегося в учебном процессе, в научно-исследовательской и творческой деятельности; ходатайство перед администрацией колледжа о поощрении обучающихся, успешно справляющихся с учебной нагрузкой, а также принимающих активное участие в научноисследовательской работе и в общественной жизни колледжа; участие в планировании, подготовке и проведении внеурочных мероприятий в колледже (на отделении, в учебной группе); непосредственное участие в организации культурного отдыха обучающихся и приобщение их к занятиям физической культурой и спортом; внесение изменений и дополнений в правила внутреннего распорядка обучающихся колледжа; рассмотрение вопросов об отчислениях, не связанных с успеваемостью; участие в рассмотрение вопросов, связанных с нарушениями обучающимися Устава, учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка колледжа, выборе меры дисциплинарного взыскания; проведение разъяснительной работы с обучающимися по выполнению Устава колледжа и Правил внутреннего распорядка; представление и защита интересов обучающихся перед органами управления колледжа; 4 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) осуществление деятельности в соответствии с данным положением и годовым планом работы студенческого совета; поддержание социально значимых инициатив обучающихся; информирование органов управления колледжа о своей деятельности. 4.4. Актив учебной группы: осуществляет контроль за учебной дисциплиной, успеваемостью и посещаемостью учебных занятий, соблюдением правил внутреннего распорядка; планирует работу группы и анализирует выполнение плана работы; мобилизует обучающихся на выполнение принятых решений; обеспечивает участие обучающихся группы в коллективных творческих делах группы и колледжа; организует дежурство группы по колледжу; ежемесячно проводит заседания актива и подводит итоги работы; работает в контакте со студенческим советом, старостой группы, куратором группы, заместителем директора; ходатайствует перед администрацией колледжа о поощрении обучающихся группы, вносит предложения о наказании согласно Уставу и Правилам внутреннего распорядка. 4.5. Должностные обязанности членов актива группы Староста (заместитель старосты): оказывает помощь куратору группы, заместителю директора; совместно с куратором группы принимает участие в составлении плана работы группы; помогает куратору в заполнении ведомости успеваемости и посещаемости; отвечает за сохранность журнала учебной группы; обеспечивает готовность аудитории к занятиям; отчитывается на групповых собраниях о своей работе; Учебный сектор: оповещает о домашних заданиях студентов, отсутствующих на занятиях по причине болезни; оказывает конкретную помощь студентам, пропустившим занятия; Культурно-массовый сектор: совместно с куратором планирует культурно-массовую работу на год; организует вечера отдыха, беседы, диспуты, экскурсии; организует участие группы в мероприятиях колледжа; помогает куратору в организации внеаудиторных мероприятий; Редколлегия: отвечает за выпуск стенгазет в группе, в колледже; участвует в конкурсах стенгазет, плакатов, в оформлении аудитории. 4.6. Возможные варианты программы наставничества по форме «студент – студент»: Взаимодействие «успевающий – неуспевающий» - классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов. Взаимодействие «лидер – пассивный» - психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных творческих, лидерских навыков. 5 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) Взаимодействие «равный – равному» - в процессе этого взаимодействия происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом. 4.7. Область применения наставничества «студент-студент» в рамках образовательной программы среднего профессионального образования: - проектная деятельность; - совместное посещение или организация мероприятий; - совместное участие в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства; - волонтёрство. 4.8. С помощью наставничества решаются проблемы обучающихся колледжа: - низкая мотивация к учебе, неудовлетворительные образовательные результаты, дисциплинарные затруднения; - отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития; - низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации. 4.9. Планируемые результаты наставнической деятельности: - высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность обучающихся и будущих выпускников; - обучающиеся (наставляемые подросткового возраста) получат необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций. - повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри группы и колледжа; - численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций; - количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов; - снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции; - снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся. 5. Заключительные положения 5.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение могут быть внесены и приняты на Общем собрании (конференции) обучающихся простым большинством голосов. 5.2. Правом вносить предложения и (или) дополнения об изменениях в Положении обладают студенческий совет колледжа, администрация колледжа. 6