ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ (г. УСТЬ-КУТ) Согласовано: Педагогический совет колледжа Протокол №____ от «___»____ 20___г Утверждаю: Директор ЧУ ПО ИГТК (г. УСТЬ-КУТ) _____________ Н.П. Зубец Приказ №____ от «___» ____ 20____г ПОЛОЖЕНИЕ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЧУ ПО ИГТК (г. УСТЬ-КУТ) Усть-Кут 2023 г. Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с нормативно-правовыми регламентирующими документами: - Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.12.2022г. №642-ФЗ); (с 28 февраля 2023 г. вступает в силу ред. ФЗ от 17.02.2023г. №26-ФЗ); - Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (с изменениями на 28 февраля 2023 года); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 14.06.2013г. №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями, внесѐнными приказами от 22.01.2014г №31, от 15.12.2014г №1580, от 20.08.2020г №441); С 1 марта 2023 года - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022г. №762; - Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.08.2001 г. № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры»; - Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.05.2012 № МД583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль над организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»; - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятия физической культурой»; - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 23.01.2003г. № 35/19-12 «Об организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с обучающимися учреждений начального профессионального образования во внеучебное время»; - Устав и локальные нормативные акты ЧУ ПО ИГТК (г. УСТЬ-КУТ). 1.2. Физическая культура, как важнейший компонент целостного развития личности студентов колледжа и учебная дисциплина является составной частью их общей культуры, а также профессиональной подготовки в течение всего периода обучения. 1.3. Физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент профессионального образования, значимость которого проявляется в гармонизации духовных и физических сил студентов колледжа, формирования у них таких общечеловеческих ценностей как здоровье, физическое и психологическое благополучие, физическое совершенство. 1.4. Содержание физического воспитания в колледже определяется федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО), основной образовательной программой, программой по внеурочной спортивной работе. 1.5. В соответствии с действующими инструкциями и приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации и Положением о физическом воспитании обучающихся учебных заведений все обучающиеся при приеме в колледж проходят обязательный медицинский осмотр и во время обучения в колледже за ними осуществляется постоянный врачебный контроль. Обучающиеся, не прошедшие медицинского осмотра, к учебным занятиям физической культурой не 2 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) допускаются. Результаты медосмотра вносятся в журналы теоретического обучения. 1.6. На основании данных медицинского осмотра обучающихся распределяют для занятий физическими упражнениями на следующие группы: Основную, в которую входят обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии. Обучающиеся этой группы допускаются к занятиям по учебной программе физического воспитания в полном объеме, а также для участия в спортивных секциях и соревнованиях. Подготовительную, в которую входят обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья и недостаточное физическое развитие. С обучающимися этой группы занятия проводятся в составе учебной группы по учебной программе физического воспитания, но при условии постепенного освоения ими комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований; Специальную, в которую входят обучающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не являющиеся противопоказанием к выполнению производственной и учебной работы, но требующие ограничения физических нагрузок. Занятия с ними проводятся по специальной учебной программе. Перевод из одной группы в другую осуществляется врачом при ежегодных обследованиях и при досрочном представлении на дополнительное обследование. 2. Цели и задачи физического воспитания в колледже 2.1. Целью физического воспитания студентов колледжа является: - формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда; - развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья; - формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью; - овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специальными прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта; - овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений, и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья; - освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций; - приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями. 2.2. Достижение цели физического воспитания предусматривает решение следующих задач: - создание у студентов целостного представления о физической культуре общества и личности, о роли физической культуры в личностном, социальном и профессиональном развитии будущего профессионала; - приобретение основ теоретических и медицинских знаний по физической культуре и спорту; - формирование осознанной потребности в физическом самовоспитании, самосовершенствовании, здоровом образе жизни; 3 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) - воспитание нравственных, физических, психических качеств и свойств, необходимых для личностного и профессионального развития; - обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности; - приобретение опыта творческого использования деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей. 3. Формы и методы организации физического воспитания в колледже 3.1. Физическое воспитание осуществляется на протяжении всего учебного процесса в следующих основных формах: - аудиторные занятия (уроки); - самостоятельная внеаудиторная работа, (занятия физическими упражнениями, спортом, занятия в спортивных секциях); - массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия; - дни здоровья. 3.2. Методологической основой организации занятий по физической культуре является системно - деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья обучающихся. 3.3. Аудиторные занятия реализуются в рамках учебной дисциплины «Физическая культура», которая реализуется в объѐме 3 часов обязательных занятий в неделю. 3.4. Содержание теоретического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» включает: - понятия, термины, ведущие научные идеи, теории, принципы, положения, раскрывающие сущность явлений в физической культуре, объективные связи между ними; - научные факты, объясняющие и формирующие убеждения; - рекомендации по практическому использованию полученных знаний и приобретению необходимого опыта в реализации физического самовоспитания. Всѐ это направлено на формирование у обучающихся мировоззренческой системы научнопрактических основ физической культуры, осознание студентами значения здорового образа жизни, двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда. 3.5. Практический раздел, реализуется на учебно-методических и учебно-тренировочных занятиях. 3.5.1. Содержание учебно-методических занятий обеспечивает: - формирование у студентов установки на психическое и физическое здоровье; - освоение методов профилактики профессиональных заболеваний; - овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями; - знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья; - овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи. 3.5.2. Учебно-тренировочные занятия содействуют укреплению здоровья, развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей организма студентов, а также профилактике профессиональных заболеваний. 3.6. На самостоятельных занятиях, которые являются органическим продолжением обязательных, совершенствуется физическая подготовка обучающихся в объеме требований ФГОС СПО, расширяются теоретические знания, повышается спортивное мастерство студентов и их успеваемость. 4 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) 3.7. Проведение массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий позволяет решать проблемы непрерывного использования средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовленности и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности с учѐтом индивидуальных особенностей, одновременно формируя компетенции, которые помогают работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации и др. 3.8. Традиционный Областной «День здоровья» проводится один раз в год по специально разработанному руководителем физического воспитания и утвержденному директором учебного заведения плану. В проведении «Дня здоровья» участвуют все студенты колледжа. 3.9. Одним из методов осуществления физического воспитания студентов, является дифференцированное применение средств физической культуры на занятиях с обучающимися разного пола и возраста, с учетом состояния их здоровья, степени физического развития и уровня физической подготовленности. 4. Организация физического воспитания в колледже 4.1. Общая организационно-управленческая деятельность по физическому воспитанию осуществляется руководителем колледжа (директором). Директор: - создаѐт необходимые условия для проведения уроков физической культуры и организации внеклассной спортивно-массовой и оздоровительной работы; - обеспечивает в соответствии с законодательством РФ проведение медицинских осмотров, проверок физического состояния обучающихся, выполнение всех гигиенических требований к санитарному состоянию и обслуживанию мест физкультурных занятий, обучающихся; - обеспечивает согласованную работу заместителей директора и других сотрудников учебного заведения в организации и проведении учебной, физкультурно-оздоровительной и спортивномассовой работы, активного участия в ней кураторов и других членов педагогического коллектива учебного заведения; - осуществляет контроль за соблюдением мер безопасности при проведении учебных и внеучебных занятий по предупреждению спортивного травматизма и несчастных случаев; - обеспечивает условия для организации занятий физическими упражнениями со студентами специальной медицинской группы. 4.2. Заместитель директора по учебной работе: - совместно с преподавателями физического воспитания обеспечивает выполнение рабочих программ, планомерность проведения учебных занятий по физкультуре на протяжении всего учебного года; - осуществляет контроль за ведением необходимой документации планирования и учѐта процесса физического воспитания; - планирует и организует проведение учебных занятий, и внеурочных занятий по физическому воспитанию; - руководит работой преподавателей физической культуры; - организует учет успеваемости и посещаемости занятий студентами; - внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания 5 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) студентов колледжа; - обеспечивает контроль за проведением профессионально-прикладной физической подготовки; - организует работу по вовлечению обучающихся в секции физической культуры и участию в спортивно - массовых мероприятиях колледжа. - обеспечивает организацию и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий во внеурочное время; - составляет отчетность по установленной форме; 4.3. Заместитель директора по воспитательной работе: - несет ответственность за организацию и проведение внеурочной физкультурнооздоровительной работы; - совместно с руководителем и преподавателями физического воспитания планирует, организует спортивно-массовую, физкультурно-оздоровительную работу, обеспечивает активное участие в этой работе всего педагогического коллектива; - предусматривает физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые мероприятия с обучающимися в планах учебно-воспитательной работы кураторов. 4.4. Преподаватель физического воспитания, действующий в соответствии с должностной инструкцией: - проводит обучение в соответствии с требованиями ФГОС СПО; - использует наиболее эффективные формы, методы, средства обучения, современные педагогические технологии; - формирует у студентов профессиональные навыки и умения, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности; - участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за реализацию и качество подготовки выпускников, выполнение учебных планов и программ; - поддерживает учебную дисциплину, контролирует режим посещения занятий; - обеспечивает соблюдение требований безопасности на уроках; - повышает свою профессиональную квалификацию; - разрабатывает учебно-методическую документацию по физическому воспитанию; - готовит отчет о выполнении теоретической и практической частей рабочей программы за год; - планирует и организует проведение учебных и внеурочных занятий по физическому воспитанию; - обеспечивает организацию и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий во внеурочное время; - осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией спортивных сооружений, соблюдением безопасности при проведении учебных занятий. 4.5. Куратор: - добивается от обучающихся соблюдения режима дня и правил гигиены, постоянного посещения уроков физической культуры в установленной спортивной форме; - участвует в разработке и реализации плана физкультурно-оздоровительных мероприятий; - организует и представляет учебную группу во всех спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях образовательного учреждения; - содействует вовлечению обучающихся в занятия спортивных секций. 6 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) 4.6. Студенты колледжа обязаны: - систематически посещать занятия по физическому воспитанию в дни и часы, предусмотренные учебными расписаниями; - присутствовать на занятиях в случае освобождения от физической нагрузки и выполнять данные преподавателями задания теоретического характера; - выполнять контрольные упражнения и нормативы, предусмотренные рабочей программой, а также домашние задания в установленные сроки; - соблюдать рациональные режим учебы, отдыха и питания; - регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом, используя рекомендации преподавателя; - активно участвовать в массовых и спортивных мероприятиях, проводимых в колледже; - проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль состояния своего здоровья и физического развития; - иметь спортивный костюм и спортивную обувь, соответствующие виду занятий. 5. Планирование и учет работы по физическому воспитанию 5.1. Документация учебной работы по физическому воспитанию включает: рабочая программа учебной дисциплины (по каждой специальности), календарно - тематические планы, план конспект (на каждое учебное занятие). 5.2. Документом учета результатов учебной работы по физическому воспитанию является групповой журнал, в котором отражаются текущие и итоговые показатели успеваемости студентов по учебной дисциплине «Физическая культура». 5.3. Внеучебная физкультурно-массовая и спортивная работа планируется и учитывается в документах, разработанных предметно-цикловой комиссией физического воспитания. 6. Педагогический контроль и оценка успеваемости студентов 6.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе выполнения практических заданий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, написания сообщений, докладов, рефератов, создания презентаций. 6.2. Текущий контроль осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, при этом может учитываться как конкретный результат, так и техника выполнения физических упражнений, направленных на формирование жизненно важных умений и навыков, развитие физических качеств и др., а также уровень теоретических знаний. 6.3. Промежуточная аттестация по дисциплине «Физическая культура» провозится согласно учебному плану в форме зачѐта или дифференцированного зачета. Формируется накопительная оценка как средний балл текущих оценок, полученных за полный перечень выполненных теоретических, практических и самостоятельных работ, обязательных тестов по ОФП и ППФП, оценок за домашние задания. 6.4. Форма проведения текущей и промежуточной аттестации для студентов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере), при необходимости студенту может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа. 6.5. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета предусматривает: - контроль качества теоретических знаний по всем изученным разделам; - сравнительный анализ изменений параметров физического развития учащихся; 7 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) - контроль овладения жизненно важными умениями и навыками: бег на 100 м; на 500 м (для девушек), на 1000 м (для юношей), наклоны туловища вперед; прыжок в длину с места, прыжки через скакалку за 1 мин. 6.6. Вариативная часть предусматривает: тесты на владение профессионально значимыми умениями и навыками; тестирование технической подготовки (баскетбол, волейбол, н/теннис, лѐгкая атлетика). проведение фрагментов занятий рекреативно-оздоровительной направленности. 6.7. Оценка успеваемости по учебной дисциплине «Физическая культура» выводится по данным текущего контроля и итогов промежуточной аттестации. При выставлении оценки принимается во внимание степень усвоения теоретических знаний и результаты выполнения контрольных упражнений и нормативов, предусмотренных программой учебной дисциплины. 6.8. Студенты колледжа, в случае невыполнения ими по объективным причинам отдельных контрольных упражнений и нормативов в установленные сроки, по решению педагога и заключению врача могут быть положительно аттестованы при условии регулярного посещения ими учебных занятий. Преподаватели физического воспитания на основании медицинских заключений, предоставленных студентом, определяют этим студентам другие оптимальные сроки и создают условия для подготовки и выполнения ими всех установленных рабочей программой нормативов и требований. Итоговая оценка вносится в зачетную книжку обучающегося в виде зачѐта или дифференцированного зачѐта. 6.9. Оценка успеваемости студентов, отнесенных к подготовительной медицинской группе, проводится на общих основаниях, за исключением тех упражнений, которые им противопоказаны. 6.10. Студены, временно или полностью освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на основании представленной справки установленного образца, выданной медицинским учреждением, осваивают теоретический и учебно-методический материал, оцениваются по разделам: «Основы теоретических знаний», готовят рефераты, выполняют индивидуальные проекты. 6.11. Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, выполняют контрольные требования, разработанные преподавателем физической культуры в соответствии с программой с учетом показаний, противопоказаний и функциональных возможностей. За выполнение этих требований (по итогам результатов промежуточной аттестации) студенту выставляется отметка в зачетную книжку в конце каждого семестра. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения директором колледжа. 7.2. При изменении законодательства в Положение вносятся изменения в установленном законом порядке. 7.3. С настоящим Положением должны быть ознакомлены обучающиеся колледжа и их родители (законные представители). 7.4. Ознакомление с условиями настоящего Положения производится путем размещения данной информации на сайте колледжа. 7.5. Электронная копия настоящего положения размещена на официальном сайте колледжа. 8