ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ (г. УСТЬ-КУТ) Согласовано: Педагогический совет колледжа Утверждаю: Директор ЧУ ПО ИГТК (г. УСТЬ-КУТ) _____________ Н.П. Зубец Протокол №____ от «___»____ 20___г Приказ №____ от «___» ____ 20____г ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕКУЩЕМ КОНТРОЛЕ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Усть-Кут 2023 г Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) 1. Общие положения 1.1. Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся является локальным актом, регламентирующим деятельность ЧУ ПО ИГТК (г.УСТЬ-КУТ) (далее - колледж) по организации и проведению текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов. 1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с федеральными законами и нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.12.2022г. №642-ФЗ); (с 28 февраля 2023 г. вступает в силу ред. ФЗ от 17.02.2023г. №26-ФЗ); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 14.06.2013г. №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями, внесёнными приказами от 22.01.2014г №31, от 15.12.2014г №1580, от 20.08.2020г №441); С 1 марта 2023 года - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022г. №762; Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО): ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 августа 2022 года №743); ФГОС СПО по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 апреля 2022 года №257); ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (утверждён приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 г. №508; с изменениями, утверждёнными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13.07.2021г №450); ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) (утверждён приказом Минобрнауки России от 5 февраля 2018 г. № 69; с изменениями, внесёнными приказом Минпросвещения России от 17.12.2020 г. № 747; от 01.09.2022 г. №796); ФГОС СПО по специальности 38.02.07 Банковское дело (утверждён приказом Минобрнауки России от 5 февраля 2018 г. № 67); Устав ЧУ ПО ИГТК (г. УСТЬ-КУТ); 1.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются формами оценки качества освоения обучающимися программ подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по реализуемым специальностям. 1.4. Основной целью текущего контроля знаний и промежуточной аттестации является объективная оценка соответствия уровня и качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС СПО по специальностям в части требований к результатам освоения образовательной программы СПО. 1.5. Для текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям соответствующих ППССЗ создаются фонды оценочных средств (далее - ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные 2 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) компетенции. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля знаний и промежуточной аттестации разрабатываются преподавателями и утверждаются заместителем директора. Материалы текущей и промежуточной аттестации по дисциплинам и профессиональным модулям должны быть приближены к условиям будущей профессиональной деятельности обучающихся. 1.6. Периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими учебными планами, календарным графиком учебного процесса. 2. Термины и определения 2.1. Текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка получаемых знаний и практических навыков обучающихся по ППССЗ в соответствии с требованиями ФГОС СПО. 2.2. Промежуточная аттестация - это процедура оценки степени и уровня освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебной дисциплины, междисциплинарного курса (далее - МДК), профессионального модуля. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся и проводится с целью определения соответствия их персональных достижений требованиям ППССЗ. 2.3. Зачёт, дифференцированный зачёт - формы контроля, целью которых является оценка знаний, умений обучающихся при освоении дисциплин, МДК, практики и др. 2.4. Экзамен - это форма контроля по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу, целью которой является оценка знаний и умений, общих компетенций. 2.5. Экзамен (квалификационный) - это форма независимой оценки результатов обучения с участием работодателей, которая проводится по результатам освоения программ профессиональных модулей, целью которых является оценка общих и профессиональных компетенций. 2.6. Пересдача - повторная сдача экзамена (зачета) по учебной дисциплине, профессиональному модулю с отметки «неудовлетворительно» на положительную отметку. 2.7. Академическая задолженность - неполучение в течение установленного срока положительной отметки по экзамену, зачёту и дифференцированному зачёту. 3. Текущий контроль успеваемости обучающихся 3.1. Текущий контроль успеваемости осуществляется для всех обучающихся в процессе освоения дисциплин, МДК ППССЗ в соответствии с требованиями ФГОС СПО, в сроки, определённые преподавателем в календарно-тематическом плане. 3.2. Основной целью текущего контроля успеваемости обучающихся является контроль за выполнением учебной программы, предусмотренной рабочими учебными планами, программами дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей и подготовка обучающихся к промежуточной аттестации. 3.3. Основными задачами текущего контроля успеваемости обучающихся являются: проверка качества усвоения учебного материала; приобретение и развитие навыков самостоятельной работы; совершенствование методики проведения занятий; упрочение обратной связи между преподавателем и обучающимися. 3.4. Система текущего контроля успеваемости предусматривает разнообразные по форме и содержанию контрольные мероприятия (контрольные точки), учитывающие все виды аудиторной и самостоятельной учебной деятельности обучающегося. 3 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) 3.5. Текущий контроль проводится на любом из видов учебных занятий. Методы текущего контроля определяются преподавателем исходя из специфики содержания обучения, формируемых профессиональных и общих компетенций, контингента обучающихся. 3.6. Преподаватель обеспечивает разработку и формирование блока заданий, используемых для проведения текущего контроля. 3.7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации предполагает: на уровне обучающегося – оценивание достижений в образовательной деятельности, степени освоения общих и профессиональных компетенций; на уровне преподавателя – оценивание результативности профессионально-педагогической деятельности, эффективности созданных педагогических условий; на уровне администрации – оценивание результативности деятельности колледжа, состояния образовательного процесса, условий образовательного взаимодействия. 3.8. Основными формами текущего контроля успеваемости обучающихся являются: устный опрос; письменные самостоятельные задания; практические работы; защита практических работ; защита курсовых работ; рефераты; контрольные работы; тестирование; дискуссии, тренинги, круглые столы. Возможны и другие виды текущего контроля знаний, которые определяются преподавателями колледжа. 3.9. Обучающиеся колледжа должны участвовать в мероприятиях текущего контроля успеваемости. В случае пропуска контрольного мероприятия (текущего контроля) по уважительной причине обучающийся должен в индивидуальном порядке ликвидировать возникшую задолженность. 3.10. По каждой учебной дисциплине, междисциплинарному курсу к концу семестра у обучающегося должно быть количество отметок, позволяющее объективно оценить качество освоения им содержания учебной дисциплины, междисциплинарного курса. 3.11. Преподаватель дисциплины (МДК) самостоятельно разрабатывает критерии оценивания каждой точки текущего контроля, а также определяет максимальное количество баллов за каждый критерий. 3.12. Для выставления итоговой отметки точки текущего контроля подсчитывается процент набранных баллов (ТК) по формуле: ТК = сумма набранных баллов / максимальное количество баллов х 100% 3.13. В зависимости от значения показателя ТК выставляется отметка точки текущего контроля по следующей шкале: Процент результативности Качественная оценка индивидуальных образовательных (правильных ответов) достижений балл (отметка) вербальный аналог 90 - 100 5 отлично 75 - 89 4 хорошо 4 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) 60 - 74 менее 60 3 2 удовлетворительно неудовлетворительно 3.14. Основным документом по учёту результатов текущего контроля студентов является журнал учебных занятий. 3.15. Оценочные материалы текущего контроля хранятся в рабочем кабинете педагога весь период реализации ППССЗ. Отчётные работы обучающихся хранятся один учебный год. 3.16. Один раз в семестр контроль знаний и умений по освоению программ дисциплин и МДК ППССЗ может проводиться заместителем директора. 3.17. Если МДК /дисциплина не заканчиваются промежуточной аттестацией, то в конце семестра выставляется средний балл по результатам текущего контроля. Отметка заносится в журнал. 4. Промежуточная аттестация 4.1. Промежуточная аттестация является основной формой оценки качества подготовки обучающихся. Она оценивает результаты учебной деятельности обучающегося за семестр, обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью и её корректировку. 4.2. Задачами промежуточной аттестации являются: определение соответствия уровня и качества подготовки обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы СПО, наличия умений самостоятельной работы; повышение ответственности каждого педагогического работника за результаты своей профессиональной деятельности. 4.3. Промежуточная аттестация осуществляется по основным направлениям: - оценка сформированности у обучающихся знаний и умений; - оценка компетенций; - оценка практического опыта. 4.4. Основными формами промежуточной аттестации являются: зачёт, дифференцированный зачёт по отдельной дисциплине, междисциплинарному курсу; зачёт, дифференцированный зачёт по ряду дисциплин, междисциплинарных курсов; зачёт по учебной практике; дифференцированный зачёт по производственной практике по профилю специальности в рамках профессионального модуля; экзамен по отдельной дисциплине, междисциплинарному курсу; экзамен по профессиональному модулю. 4.5. Экзамен проводится в счёт часов, отводимых на промежуточную аттестацию, дифференцированный зачёт или зачёт - за счет часов отведённых на освоение соответствующей учебной дисциплины / МДК и планируется согласно утвержденному графику учебного процесса по данной учебной дисциплине / МДК по специальности. 4.6. Комплексный экзамен, комплексный дифференцированный зачёт, комплексный зачёт предусматривается по дисциплинам, имеющим межпредметные связи, и междисциплинарным курсам одного или нескольким профессиональным модулям. При этом учитывается: - сроки изучения дисциплин или МДК в семестре (семестрах); - одинаковая форма отчётности по дисциплинам или МДК; - завершённость их изучения в одном семестре. 5 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) 4.7. Комплексный экзамен, комплексный дифференцированный зачёт, комплексный зачёт включают не более трех дисциплин и междисциплинарных курсов. 4.8. При подсчёте общего количества экзаменов, дифференцированных зачётов, зачётов по циклу дисциплин или профессиональному модулю комплексный экзамен, комплексный дифференцированный зачёт, комплексный зачёт учитывается как одна единица. 4.9. Комплексный экзамен, комплексный дифференцированный зачёт, комплексный зачёт может проводиться как в устной, так и в письменной форме. 4.10. Обучающийся сдаёт все экзамены и зачёты, предусмотренные утверждённым учебным планом по специальности. 4.11. Сроки, периодичность и форма промежуточной аттестации определяются учебными планами и графиком учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС СПО. 4.12. В течение учебного года в процессе промежуточной аттестации обучающихся допускается не более 8 экзаменов и 10 зачётов. 4.13. На сдачу устного/комплексного экзамена предусматривается одна треть академического часа на каждого обучающегося, на сдачу письменного/тестового экзамена - не более трех академических часов на учебную группу. Экзамен может проводиться в два этапа, разделённых по времени. 4.14. Промежуточная аттестация в форме экзамена по дисциплинам и МДК проводится в день, освобождённый от других форм учебной нагрузки, за счёт времени, выделенного на промежуточную аттестацию. Экзамен по профессиональному модулю проводится после прохождения обучающимися практики по профилю специальности по данному профессиональному модулю. 4.15. Подготовка к промежуточной аттестации: 4.15.1. Форма проведения экзамена, экзаменационные вопросы и практические задания, выносимые на экзамен, рассматриваются и утверждаются на заседании предметной (цикловой) комиссии. 4.15.2. Материалы промежуточной аттестации, готовятся не менее чем за 2 месяца до промежуточной аттестации по дисциплине. Экзаменационные материалы должны целостно отражать объём проверяемых знаний, умений, сформированных компетенций. Контрольнооценочные средства подписываются председателями предметной (цикловой) комиссией и заместителем директора с указанием даты утверждения и хранятся в учебной части. 4.15.3. Экзаменационные билеты составляются преподавателями на основании экзаменационных вопросов и заданий. Количество экзаменационных вопросов должно превышать количество вопросов, входящих в экзаменационные билеты. 4.15.4. Расписание экзаменов утверждается заместителем директора и доводится до сведения обучающихся и преподавателей не позднее, чем за две недели до начала промежуточной аттестации (экзаменационной сессии). С этого момента изменение в расписании экзаменов допускаются только в порядке исключения. Если 2 экзамена запланированы в рамках одной календарной недели без учебных занятий, то между ними следует предусматривать не менее 2 дней на подготовку. 4.15.5. При проведении комплексного экзамена результаты защиты фиксируются в ведомостях, журналах и зачётных книжках студентов. 4.16. Порядок проведения промежуточной аттестации: 4.16.1. Форма проведения промежуточной аттестации и требования к ней, доводятся до сведения обучающихся на первом занятии по данной дисциплине. 4.16.2. Экзамены по профессиональным модулям принимаются комиссией, утвержденной 6 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) приказом директора колледжа. Председателем комиссии является представитель работодателя. При проведении устного экзамена для подготовки ответа по вопросам билета обучающемуся предоставляется не более одного академического часа. Преподавателю или членам комиссии, с целью объективной оценки знаний обучающегося, предоставляется право задавать вопросы в рамках программы дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля. Дополнительные уточняющие вопросы рекомендуется задавать после окончания ответа на билет. В процессе экзамена билет выбирает сам аттестуемый. По просьбе обучающегося до начала ответа на выбранный билет предоставляется возможность выбора другого билета. При этом он предупреждается о снижении оценки на один балл. Если обучающийся, начав ответ, испытывает затруднения при изложении материала, ему может быть предоставлено право выбора другого билета, но при этом предусматривается снижение оценки на один балл. 4.16.3. При проведении экзамена в аудитории могут находиться не более десяти человек. Письменные экзамены проводятся одновременно всем составом группы. Письменные экзаменационные работы выполняются на бумаге со штампом колледжа. 4.16.4. Преподаватель дисциплины/МДК самостоятельно разрабатывает критерии оценивания вопросов и заданий для каждой формы промежуточной аттестации, а также определяет максимальное количество баллов за каждый критерий. 4.16.5. Для выставления итоговой отметки подсчитывается процент набранных баллов (ПА - промежуточная аттестация) по формуле: ПА = сумма набранных баллов / максимальное количество баллов х 100% 4.16.6. В зависимости от значения показателя ПА выставляется итоговая отметка за экзамен, комплексный экзамен, дифференцированный зачёт по следующей шкале: Процент результативности Качественная оценка индивидуальных образовательных (правильных ответов) достижений балл (отметка) вербальный аналог 90 - 100 5 отлично 75 - 89 4 хорошо 60-74 3 удовлетворительно менее 60 2 неудовлетворительно Если по дисциплине / МДК формой аттестации является зачет, то он ставится при значении показателя ПА более или равным 60%. 4.16.7. Экзамен по профессиональному модулю проверяет готовность к выполнению указанного вида деятельности и сформированному у обучающегося общих и профессиональных компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ППССЗ» ФГОС СПО. 4.16.8. Итогом экзамена по профессиональному модулю является отметка: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно) и освоения вида профессиональной деятельности - освоен, не освоен. 4.16.9. При явке на экзамен обучающийся обязан иметь при себе зачётную книжку, которую предъявляет преподавателю до начала экзамена. Отметка за экзамен выставляется преподавателем в экзаменационную ведомость, журнал и зачётную книжку. Количество часов по дисциплине, МДК, профессиональному модулю, проставленное преподавателем в зачётной книжке, должно соответствовать максимальному количеству часов по рабочему учебному плану. Неудовлетворительная оценка за экзамен фиксируется только в экзаменационной ведомости. 4.16.10. По окончании экзамена преподаватель сдаёт заполненную ведомость в учебный отдел. Не допускается сдача частично заполненной ведомости. 7 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) 4.16.11. Обучающимся, не прошедшим аттестацию в установленные сроки по болезни или другим уважительным причинам, документально подтверждённым соответствующими учреждениями, сессия может быть продлена на период, указанный в представленных документах, в том числе на период первого месяца следующего семестра. Длительная болезнь обучающегося может при соблюдении установленного порядка служить основанием для предоставления студенту академического отпуска, но не для продления сроков сдачи экзаменов за пределами одного месяца следующего семестра. 4.16.12. Документы о болезни, дающие право на продление сессии, должны быть предоставлены в учебную часть в день закрытия больничного листа. 4.16.13. Если обучающийся представил медицинскую справку о нетрудоспособности на время сессии и в тот же период сдавал экзамены, то это рассматривается как нарушение больничного режима. Такие справки для продления сессии не принимаются. 4.17. Подведение итогов промежуточной аттестации: 4.17.1. Обучающиеся, выполнившие программу семестра и успешно прошедшие аттестацию в установленные сроки, считаются успевающими. Решение о переводе их на следующий курс принимается Педагогическим советом колледжа. 4.17.2. После летней сессии в зачётной книжке заместителем директора делается отметка о переводе на следующий курс. 4.17.3. Обучающиеся, получившие неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прошедшие промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин, признаются академическими должниками. 4.17.4. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Приказом директора устанавливается срок ликвидации задолженностей (должник от обязательных учебных занятий не освобождается). 4.18. Порядок повторной аттестации: 4.18.1. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые колледжем, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. Пересдача и повторная пересдача осуществляется в соответствии с утвержденным графиком ликвидации академической задолженности. Обучающегося знакомят с графиком ликвидации академической задолженности. 4.18.2. Преподаватель сдаёт направление на повторную аттестацию в учебную часть не позднее, чем на следующий день после проведения аттестации. Запрещается указанный документ оставлять на руках у обучающегося. 4.18.3. Обучающие, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, отчисляются как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана. 8