ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ (г. УСТЬ-КУТ) Согласовано: Педагогический совет колледжа Протокол №____ от «___»____ 20___г Утверждаю: Директор ЧУ ПО ИГТК (г. УСТЬ-КУТ) _____________ Н.П. Зубец Приказ №____ от «___» ____ 20____г ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Усть-Кут 2023 г Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее Положение) в ЧУ ПО ИГТК (г. УСТЬ-КУТ) (далее – Колледж) определяет условия и порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных профессиональных образовательных программ и (или) дополнительных образовательных программ (далее – образовательных программ). 1.2. Применение настоящего Положения обязательно для всех структурных подразделений Колледжа, реализующих образовательные программы или их части с применением электронного обучения (далее – ЭО) и дистанционных образовательных технологий (далее –ДОТ). 1.3. Настоящее Положение разработано на основе и в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; (в ред. ФЗ от 29.12.2022г. №642-ФЗ); (с 28 февраля 2023 г. вступает в силу ред. ФЗ от 17.02.2023г. №26-ФЗ); Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ (с изменениями на 29 декабря 2022 года), (редакция, действующая с 1 марта 2023 года); Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями на 14 июля 2022 года), (редакция, действующая с 1 марта 2023 года); Федеральным законом Российской Федерации от 06.04.2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи» (с изменениями на 28 декабря2022 года); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 14.06.2013г. №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями, внесѐнными приказами от 22.01.2014г №31, от 15.12.2014г №1580, от 20.08.2020г №441); С 1 марта 2023 года - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022г. №762; Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказом Минобрнауки РФ от 20 января 2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»(с изменениями на 10 декабря 2014 года); Уставом и локальными нормативными актами ЧУ ПО ИГТК (г. УСТЬ-КУТ). 2. Основные понятия, термины и определения, принятые сокращения 2.1. Сокращения, используемые в настоящем Положении: ЭО – электронное обучение; ДОТ – дистанционные образовательные технологии; ЭИОС – электронная информационно-образовательная среда; 2 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) СДО – система дистанционного обучения; ЭОР – электронный образовательный ресурс; ЭИР – электронные информационные ресурсы; ЭУМК – электронный учебно-методический комплекс; ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт; ОП – образовательная программа; ДО – дистанционное обучение; ИКТ – информационно-коммуникационные технологии. 2.2. Термины и определения, используемые в настоящем Положении: Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; Электронное обучение (ЭО) - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ)- образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОР) – совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо отих места нахождения. Система дистанционного обучения (СДО) – программный комплекс, предназначенный для разработки электронных курсов и организации дистанционного обучения. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это учебно-методические материалы, содержащие систему обязательных для усвоения обучающимся базовых знаний по дисциплине, удовлетворяющие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и соответствующих учебных планов и являющиеся составляющими электронных учебнометодических комплексов (ЭУМК), размещенных в единой электронной информационнообразовательной среде (ЭИОС). Электронные информационные ресурсы (ЭИР) – весь объем информации, размещенный в единой электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – совокупность электронных образовательных ресурсов, обеспечивающая эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом по конкретной дисциплине (учебному курсу), удовлетворяющая требованиям ФГОС при реализации электронного обучения или дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение (ДО)– интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучаемым (обучающимся) или обучаемыми (обучающимися), так и между ними и 3 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) интерактивным источником информационного ресурса (например, web-сайта или web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (незамедлительная обратная связь между пользователем и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала). Информационно-коммуникационные технологии – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. 3. Цели и задачи 3.1. Целью внедрения ЭО и ДОТ в колледже является обеспечение доступности качественного профессионального образования для всех категорий граждан независимо от места их проживания, возраста, состояния здоровья и социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей и увеличение конкурентоспособности образовательных услуг. 3.2. Задачи колледжа, решаемые путем внедрения ЭО и ДОТ: - повышение качества образования обучающихся в соответствии с их интересами, способностями и потребностями; - предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения); - обеспечение реализации освоения обучающимися образовательных программ в период введения карантина в колледже вследствие превышения эпидемиологического порога заболеваемости, а также введения иных ограничительных мер; - создание условий для более полного удовлетворения потребностей обучающихся в области образования; - ориентация образовательного процесса на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; - увеличение контингента обучающихся за счет предоставления возможности освоения образовательных программ в максимально удобной форме – непосредственно по месту пребывания; - повышение качества подготовки обучающихся за счет внедрения информационнокоммуникационных технологий и компьютерных средств обучения; - повышение эффективности самостоятельной работы обучающихся; - обеспечение возможности получения образования инвалидам и лицам с ОВЗ не зависимо от их психофизиологического состояния. 4. Порядок применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ 4.1. ЭО с применением ДОТ может быть реализовано в колледже во всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования и формах обучения или 4 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся. 4.2. Образовательные программы, за исключением обозначенных в Приказе Минобрнауки РФ от 20 января 2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», предусматривают обязательное наличие очных часов обучения.и могут быть реализованы в формате ЭО с применением ДОТ в любом соотношении количества очных и дистанционных часов. 4.3. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения колледжа независимо от места нахождения обучающихся. 4.4. Обучение с применением электронного обучения и ДОТ реализуется по заявлению обучающегося и (или) родителей (законных представителей). В период введения карантина в колледже вследствие превышения эпидемиологического порога заболеваемости, а также введения иных ограничительных мер обучение с применением электронного обучения, ДОТ осуществляется по инициативе колледжа. 4.5. При реализации образовательной программы с применением ЭО и ДОТ каждому обучающемуся обеспечивается доступ к ЭОР и программному обеспечению СДО через сеть «Интернет» в объеме, необходимом для освоения соответствующей программы. 4.6. Выбор дисциплин, МДК, модулей изучения осуществляется обучающимися или родителями (законными представителями) обучающихся в соответствии с перечнем утвержденных программ по согласованию с колледжем. 4.7. Учебный процесс с использованием ЭО и ДОТ может предусматривать следующие виды занятий: самостоятельная работа обучающегося (слушателя), включающая работу (офлайн и онлайн) с содержимым ЭУМК, в том числе с ЭОР, работа с веб-ресурсами, выполнение индивидуальных домашних заданий, практических работ, курсовых проектов, курсовых работ; теоретические занятия (офлайн и онлайн), в том числе лекции в режиме вебинара и видеоконференции; практические и лабораторные занятия (офлайн и онлайн), в том числе компьютерный или виртуальный лабораторный практикум, работа в режиме удаленного доступа к рабочему столу, работа с облачными сервисами, групповая работа; индивидуальные и групповые консультации (офлайн и онлайн); контроль знаний (тестирование, защита проекта, круглый стол, семинар и т. д.) (онлайн и офлайн). 4.8. При организации производственной (профессиональной) практики обучающихся по специальностям и профессиям, по которым допускается обучение с применением исключительно ЭО и ДОТ, предусматриваются консультации руководителя практики с обучающимися в индивидуальной или групповой форме, а также при необходимости и наличии технической возможности осуществление наблюдения за прохождением производственной (профессиональной) практики непосредственно на рабочем месте. 4.9. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация осуществляются в соответствии с учебным планом. При этом создается электронный архив работ текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. 5 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) 5. Учебно-методическое обеспечение 5.1. Учебно-методическое обеспечение для реализации ЭО с применением ДОТ может формироваться с помощью следующих ресурсов: 5.1.1. Образовательные порталы. 5.1.2. Собственные информационные ресурсы колледжа. Библиотеки (традиционные и/или электронные, в том числе медиа-, видео-, аудиотеки). 5.1.3. Иные интернет-ресурсы (сайты, справочные системы, электронные словари, поисковые системы и т. п.). 5.2. Комплект документации, разрабатываемый преподавателем по дисциплине, преподаваемой в рамках ЭО с применением ДОТ, должен дополнительно включать учебнотематический план дисциплины или профессионального модуля. 5.3. По каждой дисциплине, преподаваемой в формате ЭО с применением ДОТ, разрабатывается ЭУМК в соответствии с ФГОС, учебными планами, требованиями к структуре и оформлению электронного учебно-методического комплекса, который размещается в СДО колледжа. 6. Организационное, методическое и техническое обеспечение 6.1. Учебный процесс с применением ЭО и ДОТ организуется и контролируется заместителем директора по учебно-методической работе. 6.2. Техническую поддержку учебного процесса с применением ЭО и ДОТ осуществляет технический специалист колледжа. 6.3. Методическую и организационную поддержку учебного процесса с применением ЭО и ДОТ осуществляет методическая служба колледжа. 6.4. Для реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ в колледже функционирует ЭИОС. 6.5. Элементами ЭИОС колледжа являются: официальный сайт колледжа; образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности, ресурсы электронных библиотечных систем Urait.ru, lanbook.ru и д.р. 7. Права и обязанности участников образовательного процесса 7.1. Колледж имеет право: 7.1.1. Применять электронное обучение и ДОТ при всех, предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий практик, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся; 7.1.2. Применять электронное обучение и ДОТ при наличии руководящих и педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки и специально оборудованных помещений с соответствующей технологией, позволяющей реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ; 7.1.3. Вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот; 6 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) 7.1.4. Для обеспечения использования дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ организовать повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала. 7.2. Обязанности Колледжа: 7.2.1. Выявление потребности и необходимости обучающихся в дистанционном обучении.; 7.2.2. Принятие педагогическим советом решения об использовании электронного обучения и ДОТ в колледже для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся; 7.2.3. Включение часов дистанционного обучения в учебное расписание колледжа, назначение времени консультаций; 7.2.4. Организация разработки электронных учебных курсов и ресурсов в информационной образовательной среде; 7.2.5. Обеспечение доступа обучающихся, педагогических работников к электронным ресурсам, позволяющим обеспечить освоение и реализацию образовательной программы с применением ДОТ в соответствии с порядком и формами доступа к используемым информационным ресурсам при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и ДОТ; 7.2.6. Обеспечение утверждения разрабатываемых в колледже курсов с использованием ДОТ; 7.2.7. Учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, на основе предоставленных педагогами данных при аттестации; 7.2.8. Осуществление контроля за качеством обучения с применением электронного обучения и ДОТ; 7.2.9. Регистрация участников образовательного процесса на сетевом ресурсе, где размещены материалы. 7.3. Обучающиеся имеют право: 7.3.1. Получать при поступлении в колледж или при возникновении необходимости регистрационные данные для доступа на сайт колледжа; 7.3.2. В образовательных целях использовать ресурсы, размещенные на сайте колледжа. 7.4. Обучающиеся обязаны: 7.4.1. Своевременно проходить все этапы промежуточной и итоговой аттестации; 7.4.2. Использовать информационно-образовательную среду колледжа только в образовательных целях; 7.4.3. Не осуществлять передачу регистрационных персональных данных для сайта колледжа третьим лицам и не распространять материалы ресурсов колледжа; 7.4.4. Корректно взаимодействовать с участниками образовательного процесса на информационных ресурсах колледжа (форумах, чатах и т.д.). 8. Заключительные положения 8.1. Срок действия данного положения не ограничен. 8.2. При необходимости в Положение вносятся изменения, дополнения, подлежащие аналогичной процедуре приятия, утверждения. 7 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) Приложение 1 Порядок организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях действия временного порядка сопровождения реализации образовательных программ среднего профессионального образования в ЧУ ПО ИГТК (г. УСТЬ-КУТ) 1.Общие положения 1.1. Данный порядок разработан на основании: - Письма Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций». 2. Определение необходимости принятия решения о переводе обучающихся на обучение с применением дистанционных образовательных технологий 2.1. В соответствии с Приказом Минобрнауки от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» при реализации образовательных программ СПО используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 2.2. Решение о переводе всех обучающихся на дистанционную форму освоения образовательных программ в период сложной эпидемиологической ситуации принимается руководителем колледжа в соответствии с распоряжением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования. 2.3. В зависимости от положений локальных нормативных актов, утвержденных в образовательной организации СПО, решение об изменении технологии реализации учебных дисциплин (модулей), в том числе учебных и производственных практик, принимается на заседании (внеочередном заседании) педагогического совета образовательной организации и утверждается руководителем образовательной организации. 2.4. Данное решение закрепляется локальным нормативным актом образовательной организации и доводится до обучающихся и их родителей путем информирования, а также через размещение соответствующего нормативного документа на официальном сайте образовательной организации. 3. Порядок перехода на реализацию программ среднего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения 3.1. Необходимость применения при реализации образовательной программы дистанционных технологий определяется в процессе разработки основной образовательной программы и устанавливается учебным планом и календарным учебным планом, а также отражается в рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных и методических материалах. 3.2. Образовательная организация руководствуется Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения (далее – ЭО), дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) при реализации образовательных программ, который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (далее – Порядок). С этой целью образовательная 8 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) организация обеспечивает при реализации основных образовательных программ создание условий для перехода на применение ДОТ и ЭО, в том числе: – устанавливает в локальном акте требования по обеспечению соответствующего уровня подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации, участвующих в реализации образовательной программы; – определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. 3.3. Дистанционная форма освоения образовательных программ обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения. 3.4. Образовательная организация осуществляет реализацию образовательных программ (или их частей), организуя учебные занятия путем организации обучения с применением электронной информационно-образовательной среды, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения, достижение и оценку результатов обучения. 3.5. Образовательная организация самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых с использованием различных технологий путем удаленного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением ЭО, ДОТ, а также списка ресурсов, используемых в процессе обучения. 3.6. Преподаватели размещают полный пакет справочных, методических и иных материалов в системе eljur.ru для студентов, имеющих техническую возможность прохождения практики с использованием электронного обучения, ДОТ. Для размещения материалов могут быть использованы и другие платформы, социальные сети, мессенджеры, электронная почта и т.д. 3.7. Основными элементами дистанционной формы освоения образовательных программ являются: образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности, ресурсы электронных библиотечных систем Urait.ru lanbook.ru и д.р. 3.8. Формы дистанционного освоения образовательных программ, используемые в образовательном процессе, находят отражение в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. В обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности: - лекция; - консультация; - семинар; - практическое занятие; - лабораторная работа; - контрольная работа; - самостоятельная внеаудиторная работа; - научно-исследовательская работа. 3.9 Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществляться в следующих режимах: 9 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) - тестирование on-line; - консультации on-line; - предоставление методических материалов; - сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации). 3.10. В случае необходимости образовательная организация вносит изменения в календарный график учебного процесса в части определения периодов освоение частей образовательной программы без ущерба для общего объема часов, установленных учебным планом образовательной организации. Изменения, вносимые в график учебного процесса, утверждаются локальным актом образовательной организации. 4. Реализация учебной и производственной практики в условиях применения ДОТ и ЭО 4.1. Практика может быть проведена непосредственно в образовательной организации с применением ЭО и ДОТ. Учебная практика проводится при помощи материалов, размещенных на официальном сайте колледжа, в Группах учебных групп ВКонтакте, а также связи с обучающимися при помощи электронной почты. 4.2. При реализации производственной практики образовательная организация и предприятие заключают дополнительное соглашение о проведении практики с учетом особенностей реализации с применением электронной информационно-образовательной среды. 4.3. Руководители практики от образовательной организации и предприятия формируют для обучающегося индивидуальное задание по практике. В задании определяется последовательность изучения (выполнения) работ (тем, разделов) с учетом возможности выполнения работ студентом самостоятельно и (или) в удаленном доступе. При разработке индивидуального задания используются рабочая программа практики и учебно-методические комплексы по практике образовательной организации, а также общедоступные материалы и документы предприятия (например, размещенные на сайте предприятия). 4.4. При наличии у обучающегося технической возможности прохождения практики в дистанционном и (или) удаленном доступе руководители практики от образовательной организации и предприятия обеспечивают представление полного пакета справочных, методических и иных материалов, а также консультирование обучающегося. При отсутствии у обучающегося технических возможностей прохождения практики в дистанционном и (или) удаленном доступе образовательная организация обеспечивает доступ обучающегося к имеющимся ресурсам образовательной организации. Возможно по согласованию с предприятием использование ресурсов предприятия. 5. Организация процедур признания результатов освоения образовательной программы с применением дистанционного обучения и электронных образовательных ресурсов 5.1. В соответствии с ст. 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. 10 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) 5.2. Целью промежуточной аттестации, в том числе при применении дистанционного обучения, является оценка результатов освоения частей образовательной программы СПО. Признание результатов освоения образовательной программы – процесс установления соответствия результатов, предъявляемых обучающимися, профессиональным и общим компетенциям, указанным в ФГОС СПО, путем документационного или демонстрационного подтверждения результатов обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам, определенным в образовательной программе. Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно при представлении обучающимся оснований, подтверждающих пройденное им обучение. 5.3. Для организации промежуточной аттестации в рамках реализации основной образовательной программы и в соответствии с учебным планом образовательной организации создается комиссия, состав которой утверждается Приказом руководителя образовательной организации. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям ФГОС СПО. 5.4. Формы государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО устанавливаются в программе ГИА в соответствии с ФГОС СПО по соответствующей профессии или специальности и включают защиту выпускной квалификационной работы и (или) государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена. 5.5. Образовательная организация самостоятельно определяет требования к процедуре проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации с учетом особенностей ее проведения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, и может проводиться с использованием ДОТ. 5.6. В рамках сложной эпидемиологической ситуации при прохождении государственной итоговой аттестации возможно применение дистанционных образовательных технологий в объеме, установленном в программе государственной итоговой аттестации и в соответствии с Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. N 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования». 5.7. Программы ГИА утверждаются образовательной организацией после ее обсуждения на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей государственных экзаменационных комиссий. 6. Контроль за реализацией основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования с применением дистанционного обучения и электронных образовательных ресурсов 6.1. Образовательная организация осуществляет контроль за освоением программ обучающимися, перешедшими на обучение с применением ДОТ и ЭО. 6.2. В компетенцию администрации образовательной организации входит: - разработка положения об организации обучения с применением ДОТ и ЭО; - обеспечение своевременного подбора преподавателей; - проведение экспертизы учебных программ и контроль их выполнения; - контроль своевременного проведения дистанционных занятий, консультаций, ведения журнала учета обучения по реализации учебного плана и календарного графика образовательного процесса; 11 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) - организация работы комиссии по перезачету отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) или их частей, практик в случае выхода обучающихся на промежуточную аттестацию с применением удаленного контроля освоения частей образовательной программы. 6.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, переведенных на обучение с применением ДОТ, осуществляются в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, разработанных в образовательной организации СПО. 6.4. Записи об аттестованных учебных дисциплинах, МДК, профессиональных модулях и практиках, так же как и в случае реализации основной профессиональной образовательной программы без применения дистанционных образовательных технологий, заносятся в персональную зачетную книжку обучающегося. 7. Порядок действий образовательных организаций при реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением ЭО и ДОТ Образовательная организация: 7.1. Издает организационный приказ о временном переходе на реализацию образовательных программ с применением ЭО и ДОТ в связи с особыми обстоятельствами. 7.2. Актуализирует имеющиеся в электронном виде методические материалы по использованию ЭО и ДОТ для обучающихся, педагогических и административных работников, ответственных за организацию учебной деятельности. 7.3. Обеспечивает создание тестовых заданий, публикацию объявлений, сбор письменных работ обучающихся, в также организацию текущей и промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса. 7.4. Назначает ответственного за консультирование педагогических работников и обучающихся по использованию ЭО и ДОТ. 7.5. Оказывает помощь обучающимся и педагогическим работникам в получении или восстановлении логина и пароля (в случае использования личных кабинетов), организации работы. 7.6. Отбирает список инструментов виртуальной коммуникации, которые рекомендуются преподавателям для проведения учебных занятий. 7.7. Определяет, какие учебные дисциплины и междисциплинарные курсы могут быть реализованы с помощью ЭО и ДОТ. 7.8. Определяет, какие учебные дисциплины и междисциплинарные курсы требуют присутствия в строго определенное время обучающегося перед компьютером, а какие могут осваиваться в свободном режиме. Расписание онлайн-занятий, требующих присутствия в строго определенное время размещается на сайте образовательной организации или обеспечивается оперативное информирование, в том числе через кураторов учебных групп. Педагогических работников, запланировавших такие занятия, следует обязать напоминать обучающимся о предстоящем учебном событии. 7.9. Переносит занятия, которые требуют работы с лабораторным и иным оборудованием, на конец учебного года (по необходимости). 7.10. Определяет, какие элементы учебного плана не смогут быть реализованы в текущем учебном году с применением ЭО и ДОТ, и вносит соответствующие изменения в основные профессиональные образовательные программы, перенеся эти элементы на будущий год, закрепив это локальным актом образовательной организации. 7.11. Обеспечивает фиксацию хода образовательного процесса. 12 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) 7.12. Анализирует и готовит вариант проведения мероприятий промежуточной и государственной итоговой аттестации для студентов выпускных курсов с использованием сервисов вебинаров, тестового инструментария и иных элементов ЭО и ДОТ. 7.13. Обеспечивает постоянную дистанционную связь с обучающимися, назначив для этой цели ответственных из числа административных работников. Проводит мониторинг фактического взаимодействия педагогических работников и обучающихся, включая элементы текущего контроля и промежуточной аттестации. Приложение 2 Порядок реализации практики с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий в ЧУ ПО ИГТК (г.УСТЬ-КУТ) 1. Общие положения Порядок реализации практики с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий разработан на основании документов: Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся»; Письмо Министерства просвещения РФ «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий» № ГД-83/05 от 27.03.2020 г. 2. Реализация практики с использованием дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ) 2.1. Руководители практики актуализируют перечень организаций (предприятий), с которыми заключены соглашения на прохождение производственной практики (далее - Практика) с использованием электронного обучения, ДОТ. 2.2. Колледж и организация (предприятие) заключают дополнительное соглашение к имеющемуся договору о проведении практики и об особенностях реализации практики с использованием электронного обучения, ДОТ. Дополнительное соглашение включает изменение формы прохождения практики. 2.3. Руководители практики со стороны колледжа и организации формируют индивидуальное задание по производственной практике, определяя последовательность изучения тем, разделов, выполнения работ с учетом возможности выполнения работ студентом самостоятельно и (или) в удаленном доступе. 2.4. При разработке индивидуального задания используются рабочая программа практики и учебно-методические комплексы по практике, а также общедоступные материалы и документы организации (например, размещенные на сайте организации). 13 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) 2.5. Руководитель практики совместно с руководителями практики от организации определяет процедуру оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики, а также формирует оценочный материал для оценки результатов, полученных обучающимися в период прохождения практики с использованием электронного обучения, ДОТ. 2.6. Руководитель практики размещает полный пакет справочных, методических и иных материалов в системе eljur.ru для студентов, имеющих техническую возможность прохождения практики с использованием электронного обучения, ДОТ. Для размещения материалов могут быть использованы и другие платформы, социальные сети: WhatsApp, Viber , "В контакте", электронная почта и т.д. 2.7. Руководитель практики осуществляет постоянную дистанционную связь с обучающимися. Руководитель практики обеспечивает доступ обучающимся, не имеющим технических возможностей прохождения практики с использованием ДОТ, к ресурсам в бумажном виде. По согласованию с организацией (предприятием) возможно использование ресурсов организации (предприятия). 2.8. Руководитель практики учитывает рекомендации, данные по результатам медикосоциальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда, в процессе установления формы прохождения учебной и производственной практики обучающимися с инвалидностью и ОВЗ. 2.9. Руководители учебной практики организуют обеспечение обучающихся заданиями для самостоятельного освоения программы учебной практики и заданиями для оценки результатов освоения программы в системе eljur.ru в разделе Учебная практика. 2.10. Руководители производственной (преддипломной) практики педагогических специальностей разрабатывают задания, имитирующие производственные ситуации, подтверждающие сформированность профессиональных компетенций у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО, и обеспечивают контроль выполнения обучающимися заданий. 2.11. Задания по педагогическим специальностям предусматривают разработку электронных образовательных ресурсов, методических продуктов для педагогических работников организаций дошкольного и общего образования, востребованных организациями в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий. 2.12. Руководители организаций (предприятий), являющихся базами прохождения практик, оценивают выполнение заданий и заполняют соответствующие документы по практике для дальнейшего хранения. 2.13. Руководитель практики осуществляет общее руководство практикой (проведение установочной конференции в голосовой чате, разработка программы практики, проведение еженедельной отчетной встречи в голосовом чате, разработка и размещение учебно методических материалов по практике в системе eljur.ru, составление отчетной документации, информирование об изменениях в оформлении дипломного проекта и т.д.). 3. Отчетная документация 3.1. Обучающийся заполняет отчетную документацию (дневник практики) в период прохождения практики в электронном виде, прикрепляет документацию в системе eljur.ru. 3.2. Руководитель учебной практики получает электронные отчеты о выполненных заданиях с последующей распечаткой для дальнейшего хранения, оценивает выполненные задания и выставляет соответствующие отметки в ведомости. 14 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) 3.3. Руководитель производственной практики распечатывает отчетную документацию о практике для дальнейшего хранения, заполняет ведомость, в которой отражает Отзыв о выполнении заданий, своевременность и качество заполнения электронного отчета, и выставляет общую отметку на основании вышеизложенных критериев. Приложение 3 Инструкция для педагога при реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в особых условиях в ЧУ ПО ИГТК (г. УСТЬ-КУТ) Шаг 1. Совместно с заместителем директора определить перечень преподаваемых дисциплин, курсов, практик, запланированных в учебном плане на период карантина, которые: а) могут быть реализованы с помощью онлайн курсов и могут осваиваться в свободном режиме; б) требуют присутствия в строго определенное время обучающегося перед компьютером; в) невозможно освоить с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Шаг 2. Актуализировать имеющиеся в электронном виде материалы, в том числе, размещенные в электронной среде организации (видео-материалы, программе симуляторы, учебно-методические материалы, лекции, учебные пособия в электронном виде и т.д.) по преподаваемым дисциплинам, модулям, курсам, запланированных в расписании занятий, проводимых с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Шаг 3. Для дисциплин, курсов, практик, проведение которых невозможно в электронном формате, с руководством образовательной организации согласовать график переноса проведения занятий. Шаг 4. Для дисциплин, курсов, которые могут быть реализованы с помощью онлайн курсов и могут осваиваться в свободном режиме, сформировать перечень курсов из списка бесплатных и открытых образовательных интернет-ресурсов (из списка на сайте Минпросвещения России (в том числе указанных в Методических рекомендациях) и электронной среды образовательной организации, а также из набора электронных ресурсов и приложений, рекомендуемых образовательной организацией) для освоения обучающимися в рамках преподаваемых преподавателем дисциплин, курсов с использованием дистанционных образовательных технологий. Через кураторов и иные каналы коммуникации с обучающимися (рекомендуемые образовательной организацией) довести до обучающихся перечень курсов из списка бесплатных и открытых образовательных интернет-ресурсов (из списка на сайте Минпросвещения России и электронной среды образовательной организации), рекомендуемых для изучения с помощью онлайн курсов. Сформировать и довести до обучающихся способы контроля освоения онлайн-курсов и их учета для текущей и промежуточной аттестации по дисциплинам, курсам. Шаг 5. Совместно с руководством образовательной организации сформировать расписания онлайн-занятий, требующих присутствия обучающихся в строго определенное время. Местонахождение преподавателя во время проведения онлайн-занятия согласуется с руководством: преподавателям рекомендуется предоставлять гибкий график работы с целью 15 Частное учреждение профессионального образования Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут) эффективной организации учебного процесса. Преподаватели могут проводить онлайн-занятия как в оборудованных аудиториях образовательной организации, так и из дома. Шаг 6. Обеспечить проведение занятий согласно расписания онлайн-занятий. Педагогу рекомендуется обеспечить ежедневное напоминание обучающихся о запланированных занятиях (через куратора или иные каналы коммуникации), заблаговременно проверить выполнение технических требований к выбранному средству проведения онлайн-занятия, подготовить сопровождающие наглядные материалы (при необходимости). Во время проведения занятия, проводить фиксацию посещения обучающимися занятия. Шаг 7. Организовать процедуры оценки текущей успеваемости с использованием средств электронной среды образовательной организации, электронных сервисов тестирования и других средств. Шаг 8. Обеспечить по возможности постоянную дистанционную связь с обучающимися посредством различных каналов связи (в личных кабинетах в электронной среде, чаты и каналы в мессенджерах и т.д.). 16