Описание образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование Организация-разработчик: ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ (г. УСТЬ-КУТ). Нормативная основа разработки программы: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. №1351 (далее ФГОС СПО), с изменениями на 25 марта 2015 года. Срок реализации образовательной программы: Форма обучения очная очная заочная Образовательная база приѐма среднее общее образование основное общее образование среднее общее образование Наименование квалификации углубленной подготовки Воспитатель детей дошкольного возраста Нормативный срок освоения 2 года 10 месяцев 3 года 10 месяцев Утверждение образовательной программы: ОПОП СПО рассмотрена и согласована на заседании педагогического совета 26 августа 2019 года, утверждена директором колледжа Зубец Н.П. Контингент обучающихся – лица, имеющие основное или среднее общее образование. Основной целью реализации программы является развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 01 Образование и наука. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников; документационное обеспечение образовательного процесса. Воспитатель детей дошкольного возраста готовится к следующим видам деятельности: - Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. - Организация различных видов деятельности и общения детей. - Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. - Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации. - Методическое обеспечение образовательного процесса. Выпускник, освоивший образовательную программу по квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста», должен обладать общими и профессиональными компетенциями (далее – ОК, ПК). Общие компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. Профессиональные компетенции Вид деятельности Планирование мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие Организация различных видов деятельности и общения детей Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования 4. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации Методическое обеспечение образовательного процесса Компетенции ПК 1.1 Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом. ПК 1.2 Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима. ПК 1.3 Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии. ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание. ПК 2.4. Организовывать общение детей. ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование). ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста. ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей. ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. ПК 3.4. Анализировать занятия. ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий. ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями. ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации. ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой. ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования Условия реализации образовательной программы Колледж осуществляет образовательную деятельность по реализации образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами («Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи», утверждѐнные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28; санитарные правила и нормы СанПиН 21.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждѐнные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2). Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебнометодическому обеспечению, к организации воспитания обучающихся, кадровым условиям реализации образовательной программы. Оценивание результатов освоения образовательной программы Оценка качества освоения программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестации обучающихся. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям разработаны фонды оценочных средств по каждой дисциплине: профессиональному модулю, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции (профессиональные и общие). Фонды оценочных средств по дисциплинам и профессиональным модулям для промежуточной аттестации разрабатываются преподавателями, рассматриваются и утверждаются председателями цикловых методических комиссий. Фонды оценочных средств разработаны в соответствии с формами контроля, указанными в учебном плане. Завершается оценка освоения компетенций по каждому профессиональному модулю экзаменом (квалификационным). Для максимального приближения к условиям будущей профессиональной деятельности к процедуре проведения экзамена квалификационного в качестве внештатных экспертов привлекаются работодатели. Программа ГИА по специальности включает в себя защиту выпускной квалификационной работы в виде дипломного проекта.